Почём нынче холод, или Является ли климат проблемой для России

Российские города строили или так чтобы их защищали русские морозы, или чтобы они защищали русский холод, как главную ценность России. Скорей всего так размышляли авторы книги «Сибирское бремя» Фиона Хилл и Клиффорд Гэдди («The Siberian Curse: How Communist Planners Left Russia Out in the Cold» Fiona Hill, Clifford G. Gaddy).

Книга, откровенно говоря, предвзятая. Авторы пытаются исследованием о влиянии климата на экономическую географию доказать, что плановая экономика ошибочно строила города не там где нужно, потому что не рыночная экономика. Но авторы скорей доказывали несостоятельность рынка, который за 30 лет ни только не смог исправить «ошибки» плановой экономики, так ещё сильнее их усугубил. Из-за своего догматизма, веры в рынок, авторы допустили ряд ошибок.

В книге рассматривают российские города в отрыве от территории СССР, который был единым экономическим пространством. Поэтому для правильного анализа необходимо рассматривать советские города, а не российские. Отсюда и не соответствие с законом Ципфа (в книге Зипфа), что население города меньше самого густонаселённого города на свой порядковый номер, ранг. Второй по численности населению город будет иметь в два раза меньше населения, чем в первом, третий в три раза и так по убыванию. На момент 1989 года: Москва почти 9 млн чел, Ленинград 5 млн, Киев 2,5 млн, Ташкент 2 млн, Баку 1,8 млн и дальше постепенное убывание. Но такая же картина и в США на 2018 год: Нью-Йорк чуть больше 8 млн чел, Лос-Анджелес 4 млн, Чикаго почти 3 млн, Хьюстон чуть больше 2 млн, Финикс 1,6 млн и дальше идёт также постепенное убывание. Явно плановая экономика тут не причём. Вообще не соответствие закону Ципфа (Зипфа) характерно для стран, которые раньше были империями/союзами.

Ещё одна ошибка. Возможно цены в СССР были искажены, но предприятия получали номенклатурный план, то есть в количествах чего и сколько нужно производить. Если цены и могли искажать информацию, но сравнив сметы, можно объективно оценить затраты.

Более существенная ошибка, авторы не учитывают историческую особенность. Канада густо населена в области Великих озёр, а не на атлантическом побережье, где теплее, а зимой не бывает минусовых температур. Великий Сибирский Путь, или Транссиб, для развития российской промышленности имел такое же значение как для США и Канады Великие озёра. А укрупнение сибирских городов произошло именно из-за нахождения их на магистрали.

Скорей мы имеем историческую ошибку в выборе маршрута Транссиба, где исходили из желания построить короче и дешевле, не учитывая альтернативную выгоду. Это касается как Николаевской железной дороги (Москва — Петербург), которая прошла мимо Великого Новгорода, потому что короче и дешевле, но при этом не учитывали потерю в грузообороте, экономическую выгоду, так и маршрута Транссиба. Маршрут Миасс — Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Канск, в Нижнеудинске все варианты сходились, выбрали из-за дешевизны, потому что при данном проекте нужно было построить меньше вёрст пути. К тому же самый короткий и проходит через густонаселённую местность.

Но! Во-первых, для поездов важна скорость прохождения пути, а не расстояние. При строительстве стоит учитывать количество земляных работ и потребность в сложных инженерных сооружениях. Во-вторых, густонаселённая территория означает наличие транспортных путей, то есть железная дорога дублирует имеющиеся пути. В-третьих, маршрут проложен по более холодной территории. Средняя температура по основным городам, через которых проходит сибирский отрезок Транссиба, составит +2ºС, а средняя температура января -16,2ºС.

Но был проект южного маршрута Оренбург — Орск — Атбасар — Акмолинск (Нур-Султан) — Павлодар — Бийск — Минусинск, где среднегодовая температура +3ºС, средняя январская -15,6ºС. Южный маршрут дополняет речное сообщение Сибири, а не конкурирует с ним. И главное, Российская империя получила бы доступ к целине. Северная часть Казахстана — Целинной край, столица Казахстана в СССР именовалась Целиноградом. Скорей всего, если бы построили данный маршрут, то Столыпинская реформа сложилась бы иначе.

Южный маршрут был на 360 км длиннее выбранного, что не так существенно, это расстояния от Москвы до Смоленска. Но нужно было построить на 762 км больше. Получается, из-за сэкономленных на строительстве 762 км лишились экономической выгоды. И вообще при развитие сети железных дорог не может существовать лишних километров путей.

С развалом Союза не только промышленные связи были нарушены, но и расселение стало неравномерным.

Расселение сильно зависит от исторических предпосылок.

Транссиб прошёл мимо Целины.

На 50 лет раньше могли бы начать осваивать Целину.

Великий сибирский путь не смог стать новой житницей России.

Окупаемость Транссибирской магистрали зависит от перевозки и снабжения армии, это её основное предназначение, и транспортировки грузов к портам Тихого океана. И уже на оси Транссиба разворачивалось пошаговое освоение территории. Сначала осваивать Западную Сибирь, потом с Западной Сибири переселять в Восточную Сибирь, потом в Прибайкалье, далее в Забайкалье, а с Забайкалья в Приамурье, и в последующем заселение тихоокеанское побережье. Что в принципе и так происходило. Но такое переселение было вызвано неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства, что вынуждало крестьян двигаться всё дальше на восток, в поисках лучшей жизни.

Такую стратегию освоения территории сохранили и коммунисты. И тут скорей плановая экономика пыталась технически минимизировать издержки ошибочной стратегии. Например, электрификация Транссиба для снижения издержек при транспортировки на большие расстояния. Но для электрификации нужен регулярный большой объём грузоперевозок, из-за чего и возникли крупные города в Сибири. Но после развала СССР на территории России остались почти все электрифицированные пути, но объёмы грузоперевозок упали, что соответственно снизило рентабельность железных дорог.

России нужно сменить стратегию освоения территории. Сначала осваивать тёплые места, а потом осваивать север. Транссиб прошёл мимо самого тёплого места южной Сибири — Алтайский край. Это единственное место в Сибири, где средняя январская температура не опускается ниже -15ºС, средняя не означает, что там не бывает ниже -15ºС, но такое бывает не часто. Это очень важно, потому что ниже данной температуры техника быстрей изнашивается и чаще ломается.
 
Другое тёплое место — тихоокеанское побережье. Южные территории Приморья, Сахалина, Камчатки и все Курильские острова, где среднегодовая температура колеблется от +3ºС до +7ºС, а средняя январская в большинстве городов не опускает до -10ºС. Например, Находка (Приморский край) +6,8ºС (среднегодовая)/-9,3ºС (средняя январская), Корсаков (Сахалин) +4,4ºС/-8,7ºС, Курильск +4,6ºС/-5,3ºС, для сравнения, Москва +5,8ºС/-6,5ºС, Нижний Новгород +4,8ºС/-8,9ºС, Петербург +5,8ºС/-5,5ºС.

Для освоения тихоокеанского рубежа не требуется дополнительных путей сообщения, кроме морского. В царской России между Одессой и Владивостоком курсировали суда Доброфлота. Хоть между черноморскими и тихоокеанскими портами путь и составляет около 18 тыс. км, почти в два раза длиннее, чем по железной дороге. Но! Самое распространённое в мире судно — Panamax Class перевозит от 4000 до 7000 условных единиц объёмом 20-футовых контейнеров, осадка 12 метров. Глубина портов Новороссийска и Восточного 13 метров. Время в пути 45 суток, через Суэцкий канал. Хотя может проплыть и за 25-30 дней. Данное сообщение является регулярным и не ограниченно навигацией, в отличии от северного маршрута.

По железной дороге за раз 20-футовых контейнеров перевозится около 150 штук, потому что состав ограничен длиной запасных путей, а это около 850-1250 метров. Длина контейнера 6 метров, без учёта зазоров для сцепки платформ, будет 142-208 контейнеров. Даже если предположим, что длина состава не имеет значение (рельеф тоже исключаем), то поезд может тянуть до 8500 тонн. Сами платформы весят около 25 тонн, на которой можно разместить массу трёх 20-футовых контейнер, если каждый будет 20 тонн, с весом самого контейнера. Получается 300 контейнеров. Да, по железной дороге груз могут доставить за 10 дней. Но в любом случае железная дорога проигрывает в грузообороте морскому сообщению, если только не требуется быстро перевозить товары с высокой добавочной стоимостью. Это бывает очень редко, потому что чаще всего производство таких товаров переносят ближе к потребителю. Проще не молоко быстро доставлять, а разместить молочные фермы ближе к потребителю и возить корм. Железная дорога нужна, но нужна она всё же для региональной промышленности, а магистраль второстепенная роль.

C запада на восток становится всё холоднее.

Дольше — но больше, или быстро — но меньше.

Не нужно заселять каждый уголок России, достаточно хорошо организовать транспортную инфраструктуру.

И последняя ошибка авторов. Они учитывают форму расселения, а не саму плотность населения. У Канады всё население сгруппировано между границей с США и изотермой среднегодовой температуры 0ºС , где проживает чуть более 90% населения Канады. А в самых южных агломерациях: Большой Торонто (среднегодовая температура +9,2ºС) и Ванкувер (+10,1ºС), проживает 25% населения Канады. Территории, где среднегодовая температура не поднимается выше 0ºС, проживает менее 10%, и составляет 74% территории Канады.

В России север, где среднегодовая температура не подымается выше 0ºС, составляет 75% территории и проживает там чуть больше 10% населения. Юг России, где среднегодовая температура выше +8ºС, составляет лишь около 3% территории, а проживает 15% населения России. Хотя это и ниже на 10%, чем в Канаде.
 
Это связано с тем, что Украина для СССР была югом, как Кубань для России. В Киеве среднего годовая температура +8,4ºС, а в Харькове +8,1ºС, граница с России как изотерма в +8ºС. Украина в начале XX века играла важную роль, аграрная густонаселённая страна (вторая по численности республика в СССР) с тяжёлой промышленностью. Чтобы удержать Украину в орбите политического влияния, её подкупали строительством промышленности. Но территория Украины, Белоруссии и Польши своего рода аграрный центр Европы, где много земли и благополучный климат для сельского хозяйства, а рядом крупный европейский рынок сбыта. Отсюда их закономерное тяготение к Европе. В то время как юг России имеет естественное преимущество, вместе с Казахстаном, это удобный логистический центр и для освоения Сибири, и для промышленности Урала, и для центральной России, и для той же Украины, и, главное, тёплый климат для проживания. И так как юг России недополучил промышленности, поэтому там проживает на 10% меньше, чем в Канаде.

В канадских агломерациях с населением более одного миллиона проживает 40%, в США 50% населения страны, в России — 38%. В канадских провинциях не менее 50% населения живёт в одной агломерации. Есть некоторые исключение, когда население размещается пропорционально между двумя городами. Провинция Альберта около 3,5 млн, крупные города Эдмонтон и Калгари в агломерации составляют порядка 1 млн каждый. И провинция Саскачеван около 1 млн, большие города Реджайна и Саскатун около 250 тыс. каждый. В остальных: провинция Британская Колумбия проживает почти 4,5 млн — агломерация Ванкувер 2,4 млн, провинция Онтарио около 13 млн — Большой Торонто 6,4 млн, провинция Квебек около 8 млн — агломерация Монреаль около 3,5 млн. И это не всегда административные центры. Так же и на Аляске (США), в штате проживает чуть больше 700 тыс., а в городе Анкоридже 300 тыс.

В российской агломерации проживает в среднем около 60% населения региона. Некоторые регионы имеют сверх концентрацию. Например, в Самарско-Тольяттинской конурбации проживает около 85% населения области, в Новосибирской агломерации около 70%. Хотя российская статистика специальный учёт агломераций не ведёт, то критериев определения агломерации в России нет, так что оценка условная.

Сверх урбанизация последствие как раз климата. Централизованная система отопления дешевле, чем индивидуальное отопление. К тому же для ТЭЦ требуется на 30% меньше сырья при выработке тепла и электроэнергии, чем если тоже самое количество вырабатывали бы отдельно котельная и электростанция. Но ТЭЦ эффективна в том случае, если полностью потребляется вырабатываемое тепло, тут электричество побочный продукт. А передача тепла невозможно на дальнии расстояния, поэтому потреблялось увеличить плотность населения, строить высотные жилые дома в Сибири, отсюда и высокая урбанизация территории.

Проблема не в отопление, а в том что на такую систему отопления требуется больше единовременно капиталовложений. Отсюда в России и лопаются трубы, потому что при капитализме не делают огромные капиталовложения на долгий срок под минимальный процент. По этой причине в Канаде и нет высотных жилых домов, так как не развита централизованная система отопления, не потому что так не эффективно отапливать, а потому что капитал стоит дорого. А в СССР капитал был монополизирован государством, поэтому централизованная система отопления для крупного капитала выгодна.

Россия и Канада — хранительницы вечной мерзлоты.

Канада — плотность населения возрастает с ростом температуры.

Россия аналогична Канаде, плотность растёт с температурой.

Более 1/3 населения проживает в агломерациях, но при этом в агломерациях проживает 2/3 населения региона.

Отличительной особенностью России является не климат и не расселение, а административное деление территории. В России очень много субъектов, и они слишком малы для северного климата.

В России есть три региона с территорией более 1 млн км², составляют 40% территории России, 4 регионов имеют территория от 500 тыс. до 1 млн км², почти 17% России, 23 регионов — от 100 тыс. до 500 тыс. км², или 30% России, а территория менее 100 тыс. км² у 52 субъектов, почти 13% России. В Канаде размер более 1 млн км² имеют 2 провинции и 2 территории, это почти 61% территории Канады, от 500 тыс. до 1 млн км² — 4 провинции, 29% Канады, от 100 тыс. до 500 тыс. км² — 1 провинция и 1 территория, почти 9% Канады, а размер менее 100 тыс. км² имеют 3 провинции и это около 1,5% Канады.

Россия в этом случае похожа на тёплую Европу. Размеры европейских стран (без России и европейской части Турции и Казахстана): от 500 тыс. км² — 2 страны, составляет 19% территории Европы, от 100 тыс. до 500 тыс. км² — 13 стран, 61,5% Европы, а менее 100 тыс. км² — 29 из 44 стран, чуть более 19% Европы. В США, тёплой стране, размеры штатов: более 1 млн км² — один штат, Аляска, 17,5% территории США, от 500 тыс. до 1 млн км² — один штат, Техас, 7% США, от 100 тыс. до 500 тыс. км² — 35 штатов, 70% США, до 100 тыс. км² — 13 штатов, чуть больше 5% США. Большинство штатов сопоставимы с крупными странами Европы.

Административное деление, точнее большое количество малых по размеру регионов, является бюрократическим барьером для бизнеса. Единый отраслевой цикл разделён между разными регионами, это создаёт препятствия для развития промышленности. Чтобы возникла перерабатывающая лесная отрасль необходимы регулярные большие поставки леса. А когда заготовка леса ведётся в разных субъектах, то это создаёт бюрократические препятствия. Тоже самое и с рыболовной отраслью в Охотском море, где этим промыслом занимаются все пять субъектов тихоокеанского побережья. Или территория Кемерова, Красноярска и Иркутска рассматривалась в СССР как единый комплекс тяжёлой промышленности. В итоге промышленность не может сформироваться на уровне региона, из-за административной раздробленности ей приходится сразу выступать как национальная корпорация, что создаёт огромные расходы на преодоление бюрократических препятствий.

Все основные промышленные зоны в России формируются водным бассейном. Бассейны рек Волги, Оби, Енисея, Лены, Амура, бассейны морей Охотского, Японского, Балтийского, Баренцева, Каспийского, Чёрного и Азовского. Не относящиеся к бассейнам рек и морей: Центральное Черноземье и Урал.

Россия в отличии от Канады имеет большой потенциал в реках. В Канаде нет мощной системы рек, там больше озёр. А Россия имеет огромным потенциал рек, и это не только энергетика, но и транспорт. Именно благодаря рекам российские исследователи освоила огромные просторы, все первопроходцы двигались по рекам, по ним можно добраться в любую точку России. Правда, на российских реках короткий срок навигации. Но исторически реки использовались летом и зимой. Летом на лодках, зимой на санях. Это переправа через реку требует большую толщину льда по центру. Но вдоль берега лёд быстрей намораживается и зимнее движение по рекам начинает раньше, чем лёд станет по всей реке. На российских реках изменялся только вид транспорта.

Дороги же на севере — дорогое удовольствие. Как по строительству, так и по использованию. Трасса Якутск — Магадан проложена через территории аномально низких температур. В населённом пункте Усть-Нера среднегодовая температура -15,4ºС, а средняя январская -44ºС. Длина самой трассы почти 2 тыс. км. Хотя от Якутска до Охотска по прямой 800 км, а от Охотска до Магадана по прямой 430 км, и это по территории, где средняя январская температура в пределах -20ºС. Дороги явно должны дополнять на севере речной транспорт.

Реки — сила России.

По рекам осваивались российские просторы.

Речное и морское сообщения должно быть ведущим видом транспорта России.

В чём авторы книги «Сибирское бремя» правы, так это в русском страхе за территорию. В России считают, что если на территории никто не живёт, то она ничейная. Поэтому необходимо равномерное расселение.

Но Россию защищают не столько морозы, сколько наличие у соседей тёплой территории. В Северо-Восточном Китае проживает более 121 млн граждан, и уж точно россияне никак натиск Китая не сдержат, даже если вся страна переселилась к китайской границе. Китай же не двигается на север, не потому что в России холодно, а так как уже Северо-Восточный Китай очень холоден по местным меркам. Маньчжурия — это «Сибирь» Китая. Харбин +4,9ºС (среднегодовая)/-17,4ºС (средняя январская), северней Цицикар +3,5ºС/-19,2ºС. Для сравнения, Омск +2,1ºС/-16,3ºС, Новосибирск +1,7ºС/-16,5ºС. В Маньчжурии хоть лето и тёплое, но зимы суровые. Наличие собственных холодных северных территорий сдерживает Китай.

Но опять же, неравномерное социально-экономическое развитие связано тут не столько со страхом, хотя он всё же присутствует, а с административным делением. Малый размер регионом позволяет людям беспрепятственно перемещаться между ними, а вот деньги так же беспрепятственно уже не могут перемещаться. Из-за этого и возникает неравномерное развитие территории. Люди, уехав в Москву, что является не городом — а регионом с размером города, увеличивают бюджет Москвы, а бюджет Москвы не распространяется на соседние области, откуда они уехали. Хотя соседние областные центры с Москвой формируют крупную конурбацию, единый локальный рынок, чем разные регионы.

И люди в любом случае будут уезжать с Севера, когда появится возможность. В Магадане среднегодовая температура -2,7ºС, а средняя январская -16,4ºС, в Охотске -3,8ºС/-20,7ºС. Но вопрос куда уедут. И желательно, чтобы миграция была внутри региона, а для этого сами регионы должны быть крупнее. Если север Охотского моря был бы одной областью, то население концентрировалось в тёплом месте. В 800 км от Магадана в Петропавловске-Камчатском среднегодовая +2,8ºС, а средняя январская -7ºС, в 33 км от столицы Камчатки в Елизове +3,5ºС/-6,1ºС, в Северо-Курильске +2,8ºС/-4,1ºС. Юг Камчатки и Северные Курилы, форпост для освоения севера, а по климату «Русская Исландия», где нет лютых морозов, но нет и жаркого лета, где к высокой влажности добавляются сильные ветра.

Но если малые размеры региона проблема для экономики, то вот административно контролировать они в самый раз. Малые размеры региона экономически слабы, чтобы иметь свой региональный интерес, находятся в зависимости от центра. И таким образом центру через регионы проще контролировать территорию.

В Россия проблема не в том, что народа мало, территория огромная, плотность населения низкая, а что регионы малы.

Регионы должны быть крупнее, снижением температуры снижается плотность население, соответственно должна увеличиваться площадь.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Варламов: урбанист, которого не за что любить

Город Находка в поисках уникальности

Освоили деньги, а не территорию